Выставка «Панк-культура. Король и Шут» в Петербурге
В пространстве «Севкабель Порт», представлена выставка-диптих — её первая часть посвящена истории панка как явления, а вторая — феномену популярности группы «Король и Шут». Первый сезон проекта с большим успехом прошёл весной в Центре современного искусства «Винзавод» в Москве, выставку посетило более 110 тысяч человек.
Долгожданным продолжением проекта стала выставка в Санкт-Петербурге — дополненная материалами, связанными с появлением и развитием этой субкультуры в Северной столице, а также меморабилией Михаила Горшенева — его личными вещами и семьей музыканта.
Экспозиция специально спроектирована таким образом, чтобы она не повторяла московский проект — из 16 залов лишь 4 повторяют содержание первого сезона. Впервые в Петербурге создатели проекта предлагают посетителям гастрономическое продолжение выставки — панк-столовую. Организаторами выступили продюсерский центр Плюс Студия, Яндекс Афиша и бюроPlanet9, знакомое петербуржцам по последним выставкам «Балабанов» и «Первая позиция. Русский балет».
На выставке представлено много видеохроники и знаковой для панк-рока музыки, материалов о культовом питерском клубе Tamtam, а также работы Егора Летова, Сергея Пахомова и других художников. Андрей Князев выступил сокуратором проекта. Отдельный раздел посвящён недавно вышедшему сериалу «Король и Шут».
Энрико Мазавришвили, директор по контенту Яндекс Афиши, продюсер выставки:
«Вселенная „Короля и Шута“ стала настоящим феноменом и ярким примером того, как контент вышел за пределы онлайна. После выхода одноименного сериала интерес к этой теме резко вырос: если в 2022 году пользователи спрашивали Яндекс о „Короле и Шуте"не более 1 миллиона раз в месяц, то уже в марте 2023 года число поисковых запросов выросло до 8,3 миллионов.
Сериал на Кинопоиске возглавлял топ сервиса на протяжении восьми недель, песни группы уже девять месяцев не выходят из топа Яндекс Музыки, выставка о панк-культуре в Москве стала самой посещаемой выставкой весны в столице. Мы видим, что интерес к группе остается высоким по сей день — пользователи продолжают спрашивать Яндекс о „Короле и Шуте“ в среднем 3 миллиона раз в месяц.
Таким образом, появление выставки на родине группы в Санкт-Петербурге становится логичным продолжением развития этой вселенной и, мы уверены, заинтересует жителей.
Александр Кармаев, продюсер выставки, управляющий партнер Planet9:
„Принимая решение показать выставку в Петербурге, мы учитывали несколько моментов. Прежде всего, большой интерес к панк-культуре и истории группы „Король и Шут“, который мы увидели в Москве. И наше желание сделать, по сути, пересборку выставки, с акцентом на роль Северной столицы в истории отечественного панка. Выставка в Петербурге разительно отличается от первого сезона: она будет интересна и тем, кто только открывает для себя явление панка, и тем нашим зрителям, которые уже видели первую часть выставки в Москве.“
Агния Стерлигова, архитектор, продюсер, основатель и генеральный директор бюроPlanet9:
„В Петербурге выставка стала ещё более зрелищной, но зрелищность эта прорастает из дополненной истории группы „Король и Шут“ и ее создателей, образа легендарных мест Ленинграда/Петербурга, текста и смыслов песен. Мы закрутили экспозиционное пространство в метафизическое путешествие через клуб Tamtam, таймлайн группы, миры Горшка и Князя и практически буквальную визуализацию песни"Собрание“ — ждём всех друзей под ветвями нашего кибер дерева!“.
Выставка охватывает период от зарождения стиля в Великобритании и его влияния на музыку, моду и искусство до трансформации жанра в СССР, постсоветской России и в наши дни. Двусоставная композиция выставки становится образным таймлайном: зрители могут проследить процесс зарождения и развития стиля на Западе, его последующую жизнь и появление в России, и одновременно — историю группы „Король и Шут“, подхватившей, пропустившей через себя и трансформировавшей явление панк-рока в мистические образы, с которыми она ассоциируется по сей день.
Василий Успенский, куратор:
„Панк как свободная система не имеет четких границ. Можно очень долго спорить, кто панк, а кто — нет, и у трёх человек будет пять разных мнений. Западный панк более коммерческий, наш — более нигилистический и так далее. Буквально про каждого артиста на выставке у нас были споры, поскольку у панка нет формальных четких признаков. Мы исходили из субъективного внутреннего понимания панка. Тем более это касается панка в современном искусстве: на этой выставке категория „панк“ к нему примеряется едва ли не впервые. Да и раздел „панк вне панка“ с Диогеном, Толстым и Караваджо для многих будет неожиданным“.
Раздел „История панк-рока“ перенесет зрителей в Англию середины 1970-х: они окажутся рядом с витриной культового магазина SEX, оказавшего значительное влияние на формирование образа панка. Здесь и знаковые футболки с принтами Джона Доу и Молли Вайт, рубашки и платья от иконы панк-стиля Вивьен Вествуд, и постеры в духе газетных вырезок Джейми Рида, ставшие олицетворением визуального стиля панка и послужившие обложками к альбомам культовых Sex Pistols, а также оригинальные авторские ксероксы, предоставленные лондонской галереей Джона Марчанта с разрешения самого Джейми Рида, который при жизни одобрил участие материалов в выставке.
Большой раздел посвящен истории советского панка — от поэтических исканий сибирских панков и знаменитых отечественных панк-групп до работ постмодернистов и современных художников. Здесь можно увидеть самиздатовские зины рок-листка „Окорок“, альманахи московской рок-лаборатории „СДВИГ“ начала 90-х годов, кассеты и магнитоальбомы „первых советских панков“, рукописи текстов песен Янки Дягилевой, печатную машинку Петра Мамонова, черно-белые фотографии знаменитого Игоря Мухина, снимавшего портреты неформальной советской молодёжи и рок-музыкантов, концертные фотографии „Гражданской обороны“, „Зоопарка“, „Автоматических удовлетворителей“.Их дополняют раритетная советская звукоза писывающая аппаратура, концертные гитары, синтезаторы и барабаны, видеокассеты с записями концертов, а также уникальные экспонаты из домашней студии Егора Летова, впервые привезенные в Москву.
Отдельный зал выставки посвящен культовому ленинградскому панк-рок-клубу Tamtam, где со своими первыми концертами выступали „Король и Шут“. Авторы проекта представили принципиально новый взгляд на историю группы: байопик о группе наполнен уникальными документами. Благодаря сотрудничеству с семьей Михаила Горшенева, в экспозицию вошли личные вещи музыканта и предметы из архива его близких, которые позволят по-новому посмотреть на его феномен.
Также в экспозиции представлены артефакты, рассказывающие об истории группы: оригиналы писем Горшка Князю в армию и дембельский альбом Князя, тетради с черновиками текстов, которые впоследствии были взяты за основу „Старой книги“,ранние фотографии Горшка и Князя, две разрисованные Князем рубашки, в которых он выступал на первых концертах группы, первые афиши и сохраненные Князем фрагменты самодельного мерча в виде вырезок из футболок.
Андрей Князев, куратор экспозиции о группе „Король и Шут“:
„То, что происходит сейчас с повышенным вниманием к группе важно для очень большого числа людей. Мы хотели выйти на мощный всероссийский уровень и в итоге вышли, причём без продюсерской помощи, без коммерческого плана, а только на собственной инициативе и будучи услышанными народом. И я очень рад, что выставка открывается в Санкт-Петербурге“.
Выставка в пространстве „Севкабель Порта“ раскрывает связи между людьми разных культур. К примеру, Михаил Горшенев и Андрей Князев познакомились в профтехучилище № 61, где за несколько лет до этого учился Виктор Цой. А режиссер Алексей Балабанов планировал отдать Горшку одну из ролей в так и не снятом фильме"Американец». «Не случайно в фильме „Брат“ есть сцена с панками у магазина пластинок: в каком-то смысле режиссер был панком в кинематографе. И его бунтарский подход, отрицающий принятые шаблоны, позволил ему состояться в кинематографе», — отмечает Александр Кармаев.
Уникальным дополнением петербургской выставки стал зал с работами отечественных концептуалистов и постмодернистов: Олега Котельникова, Егора Летова, Игоря Межерицкого, Дмитрия Алексеева, Григория Ющенко и работы Сергея «Пахома"Пахомова и других. Поэтому гостям, посетившим московскую выставку, будет интересно узнать ещё больше об истории панка и его влиянии на культуру, моду, искусство и жизнь людей по всему миру.
Особое место в экспозиции занимают артефакты, связанные с сериалом «Король и Шут». Гости смогут посмотреть несколько серий одноименного сериала в специальном кинозале от Кинопоиска и посетить VR-пространство для подписчиков Яндекс Плюса с клипом в формате 360° на песню «Мёртвый анархист», в которой гости смогут побывать на съёмочной площадке сериала и оказаться в фэнтези-мире вместе с актёрами Константином Плотниковым, Владом Коноплёвым и другими.
На выходе с выставки работает грандиозный сувенирный магазин с эксклюзивной коллекцией мерча. Здесь можно примерить колпак Шута и браслеты с заклепками, купить маску для сна «Мне больно видеть белый свет» и мыло «Панки грязи не боятся», посуду и текстиль и другие сувениры и подарки для поклонников панк-культуры и группы «Король и Шут».
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://punk-culture.ru/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Панк-культура. Король и Шут» в Петербурге
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Панк-культура. Король и Шут» в Петербурге.
Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.
Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!