Помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям


Метро Санкт-Петербурга

Мы привыкли, что метро в Санкт-Петербурге — это удобный транспорт и торопясь на работу или по делам, не замечаем архитектуру и убранство его станций. Самые красивые из них расположены на первой пусковой линии метро от Площади Восстания до Автово. Открытые в 1955 году и выполненные по новейшим технологиям того времени они спроектированы в одном стиле.

Это восемь станций — Площадь Восстания и Владимирская, Пушкинская и Технологический институт, Балтийская и Нарвская, Кировский завод и Автово, входящие в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Совершим небольшую экскурсию по этим станциям и отметим также необычную двухэтажную станцию Спортивную и, конечно, самую популярную у туристов — Невский проспект.

Начнем экскурсию со станции метро Автово, ведь именно сюда 15 ноября 1955 года прибыл первый поезд метро Санкт-Петербурга. Название Автово в переводе с финских слов аутио и аутто и означает пустынный. Есть версия, что слово Автово происходит от финского обозначения медведя.

Станция Автово — оформление посвящено обороне Ленинграда Вход в павильон украшает двойной шестиколонный портик и купол на большом световом барабане. Глубина станции Автово — всего 15 метров, это трехпролетная станция. Здесь потолочное перекрытие поддерживается двумя рядами колонн. Необычность состоит в том, 30 колонн облицованы мрамором, а 16 выглядят хрустальными. Создать эту иллюзию удалось благодаря решению ряда технических задач профессором Пермского университета Виктором Гершуни и архитекторами Андреем Грушке и Евгением Левинсоном. Таких стеклянных колонн нет ни на одной станции метрополитена России. Тема оформления станции Автово — оборона Ленинграда и поэтому для украшения светильников и решеток использованы элементы воинской доблести — золоченые мечи и лавровые ветви. Торцовая стена украшена мозаичным панно «Победа», выполненным художниками В.А. Воронецким и А.К. Соколовым и изображающим женщину с младенце.

Станция Нарвская — трудовая доблесть советского народа Станция глубокого заложения пилонного типа расположена на глубине 52 метра. В центральном подземном зале на боковых сторонах пилонов расположены горельефы с изображением людей различных профессий, а на торцевой стене первоначально находилось мозаичное панно работы Александра Герасимова, изображающее Иосифа Сталина на трибуне. В 1961 году панно было отгорожено мраморной фальшь стеной. Говорят, что мозаика сохранилась до настоящего времени. Станция выглядит торжественно благодаря светящемуся потолку и рубиновой облицовке карнизов.

Станция Пушкинская — Петербург и великий русский поэт Эта станция считается одной из самых красивых в метро Санкт-Петербурга и особенно любима петербуржцами за воплощение в ее архитектуре характера Северной столицы. Это строгость и изящность, гранит и мрамор, Пушкин и Царское село. Пилоны облицованы белым мрамором, а пол отделан красным гранитом. Черные мраморные торшеры в нишах создают приглушенный свет, а в торцевой части расположен памятник Александру Сергеевичу Пушкину, выполненный скульптором Михаилом Аникушиным, автором также памятников поэту на станции Черная речка и у Русского музея.

Станция Владимирская — благосостояние советского народа Павильон встроен в четырехэтажное здание, ниша которого украшена дорическими колоннами. Станция выходит на Владимирскую площадь и расположена рядом с Владимирским собором. Над эскалатором мы видим выполненное художниками А.А. Мыльниковым, А.Л. Королевым и В.И. Сноповым мозаичное панно «Изобилие». В газетах 1955 года писали, что оформление станции посвящено росту благосостояния Советского народа. На самом же деле, на ее оформление повлиял расположенный рядом Кузнечный рынок. Вестибюль облицован золотисто-желтым мрамором, а купол подсвечивается снизу. Весь подземный зал облицован белым мрамором, гармонично сочетающимся с бронзовой отделкой. Темный пол и массивные люстры выглядят контрастно со светлыми стенами. На декоративных решетках изображен год открытия станции — 1955.

Станция Площадь Восстания — вооруженное восстание 1917 года Находится на пересечении Невского и Лиговского проспектов рядом с Московским вокзалом и является станцией глубокого заложения. Цоколь облицован красным уральским мрамором, потолок украшен ослепительно белыми арками и световыми дугами. В отделке зала использованы элементы архитектуры классицизма. Теме революции и вооруженного восстания посвящены 4 барельефа на пилонах центрального подземного зала — «В.И. Ленин у шалаша в Разливе» и «Выступление В.И. Ленина у Финляндского вокзала», «Выстрел Авроры» и «Штурм Зимнего Дворца». Интересна также оформленная красной смальтой станция Маяковская, расположенная в этом же пересадочном узле.

Станция Технологический институт — развитие советской науки Расположена на пересечении Загородного и Московского проспектов рядом с Технологическим институтом. Вход в метро встроен в трехэтажное полукруглое здание бежевого цвета, в котором расположено Управление метрополитеном. Это первая кросс-платформенная станция, на которой, чтобы перейти с одной линии на другую, надо только пересечь платформу. Станция имеет два зала, первый из них Колонный, его еще называют Круглым, был открыт в 1955 году в составе первой Кировско-Выборгской линии метро в Санкт-Петербурге, а второй пилонный зал открыт в 1961 году в составе Московско-Петроградской линии. Из первого колонного зала поезда отправляются в южном направлении в сторону станций Балтийская по красной линии и Фрунзенская — по синей линии. Из второго пилонного зала поезда отправляются в северном направлении к станциям Пушкинская и Сенная площадь. В центре Круглого колонного зала расположен переход в пилонный зал.

Стены Колонного зала отделаны светлым Уральским мрамором, а пол — черным гранитом. Здесь можно видеть медальоны с изображениями Карла Маркса и Владимира Ленина, а на колоннах — 24 барельефа с изображением ученых, внесших значительный вклад в развитие Российской науки. Это Иван Мичурин и Владимир Бехтерев, Дмитрий Менделеев и Константин Циолковский, Николай Пржевальский и Михаил Ломоносов, Александр Попов и другие ученые. Особенность станции еще и в том, что она стала первым пересадочным узлом метро Санкт-Петербурга. Станция Кировский завод — развитие советской индустрии Павильон напоминает древнегреческий храм, в который ведут широкие гранитные лестницы. 44 дорические колонны, украшенные каннелюрами — вертикальными желобками, образуют прямоугольник. Подземный зал оформлен дымчато-серым кавказским мрамором, а 31 пара колонн образует стройные ряды. Наверху колонн установлены горельефные картуши с эмблемой промышленности. Чеканка горельефов отполирована и поэтому выглядит как серебряная. Изображения посвящены электрификации, каменноугольной, металлургической и нефтяной промышленности. Потолок в центральном зале украшен лепниной, где в окружении листьев и звезды можно увидеть букву К, символизирующую Кировский завод. В торцевой стене установлен бюст В.И. Ленину. Для оформления впервые для метрополитена было применено люверсное освещение, когда мягкий свет струится сверху из квадратных световых плафонов. Станция Балтийская — мощь и слава Советского Союза как морской державы Павильон станции пристроен к восточному флигелю Балтийского вокзала. Над входными дверями в нише расположены барельефы с портретами адмиралов Федора Ушакова, Михаила Лазарева и Владимира Корнилова, Павла Нахимова и Степана Макарова. Серо-голубой мрамор в отделке стен подземного зала напоминает нам о Балтийском море, а если посмотрим наверх, обрамление свода в виде голубых лент создает иллюзию взвившегося над нами паруса. Декоративные решетки украшены изображением якоря. На торцевой стене — мозаичное панно «1917 год» из цветных камней и мрамора, изображающее моряков Балтики и рабочих, идущих на штурм Зимнего Дворца. Станция Спортивная — О спорт, ты жизнь Рядом со спортивными объектами стадионом Петровский и Дворцом спорта Юбилейный расположена станция метро Спортивная, открывшаяся 15 сентября 1997 года. Это первая двухэтажная станция в России и возможно, в мире. Станция проектировалась как пересадочная на кольцевую линию метро, которая так и не была построена. Поэтому с одной стороны платформ ходят поезда 5-й (фиолетовой) линии, а с другой стороны платформы даже не уложены рельсы. На втором этаже станции (ближе к поверхности) останавливаются поезда в сторону центра города, на первом этаже — в сторону метро «Комендантский проспект». Украшение кассового зала — мозаичное полотно «Олимпийский огонь» — работа художника А.К. Быстрова, рассказывающая о событиях в древней Греции. Все светильники и торшеры выполнены в виде Олимпийского факела. В оформлении олимпийская тематика явно преобладает — видимо, авторы проекта все же склонялись назвать станцию Олимпийская, а не Спортивная. На торцевой стене верхнего этажа можно прочитать сокращенный вариант оды спорту « О спорт! Ты — наслажденье...» Полированный гранитный пол как зеркало отражает вестибюль станции. На втором этаже интересна центральная мозаика А.К. Быстрова с изображением спортивного состязания античных времен. Кроме изображения основных персонажей, мы видим ангела из христианской иконографии. Особенность станции в том, что она закрывается во время домашних матчей команды Зенит, а одна из сторон метровокзала находится в ожидании запуска кольцевой линии. Станция Невский проспект — одна из самых «экономных» Находится в самом центре Санкт-Петербурга, открыта в 1963 году, во времена повсеместной хрущевской экономии, что и послужило ее скромному оформлению. Вместо керамики для оформления стен использовалось стекло, окрашенное изнутри красным цветом, а позже оно было заменено на искусственный камень такого же цвета. Пилоны отделаны алюминиевыми ребрами, пол выложен — габбро и лабрадоритом — минералами, похожими на гранит. Это первая станция метро в Санкт-Петербурге, не имеющая наземного павильона Станция Горьковская — «летающая тарелка» Свое название станция получила в честь писателя Алексея Максимовича Горького, проживавшего на проспекте Максима Горького — ныне Кронверкском проспекте. Современный облик в виде летающей тарелки приобрела после реконструкции 2008–2009 годов, тогда же под куполом павильона была установлена композиция — абстрактная розовая зарождающаяся планета с кратерами. Авторы проекта настойчиво именуют ее луной, хотя по цвету она больше похожа на Марс. Символично, что кроме многих исторических памятников, в том числе Петропавловской крепости, неподалеку расположен Планетарий. Стены подземного зала отделаны сааремским известняком, а в торцевой стене из этого же камня выполнен рельефный портрет Максима Горького. Кабельные шкафы украшают изображения буревестника — героя известной Песни о буревестнике. Станция Маяковская — оформление посвящено советскому поэту Стихи, написанные лесенкой, стали визитной карточкой поэта. Похожим образом — красной «лесенкой» оформлены стены зала и ступенчато выполнен переход к эскалаторам в коридоре. Перед входом в эскалаторный зал расположен пилон, на котором мы видим изображение советского поэта и его стихи, в том числе знаменитые строки: Отечество Славлю, Которое есть, Но трижды — Которое будет! Стены центрального зала отделаны смальтой темно-красного цвета и напоминают красные стяги. В концах зала — мозаичные портреты поэта, выполненные художником Юрием Могилевским, в торцах — оригинально оформленное название станции метро — Маяковская. Станция Гражданский проспект — призыв к объединению граждан Относится к немногим станциям метрополитена, имеющим шандоры — металлоконструкции, перекрывающие двери в вестибюль для защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Подземный зал выглядит золотистым, поскольку путевые стены и колонны облицованы желтовато-бежевым мрамором, а торцевые стены и светильники выполнены из анодированного алюминия желтого цвета. В центре торцевой стены расположен бронзовый герб Советского Союза диаметром около трех метров с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», написанным на всех языках бывших советских республик. Изображение герба СССР указывает на связь оформления залов с названием станции метро Гражданский проспект. Интересна также большая люстра в наземном вестибюле в виде розы, выполненной из переплетений металлических спиралей, сходящихся к центру. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12848.htm

Фотографии места

Отзывы про метро Санкт-Петербурга

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про метро Санкт-Петербурга. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.

Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Последние добавленные интересные места

— партнер Рамблера

Используя Куда-СПБ, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.